Изменения, вступающие в силу в октябре 2026 года
Новые правила семейной ипотеки
С 1 октября условия семейной ипотеки зависят от количества детей в семье:
- 5 и более детей: ставка — 2%, максимальная сумма кредита — 10 млн рублей;
- 4 ребёнка: ставка — 4%; максимальная сумма кредита — 10 млн рублей;
- 3 ребёнка — 6%; максимальная сумма кредита — 10 млн рублей
- 2 ребёнка: ставка — 8%, максимальная сумма кредита — 8 млн рублей;
- 1 ребёнок: ставка — 10%, максимальная сумма кредита — 6 млн рублей.
Для Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей условия другие:
- 5 и более детей: ставка — 4%, максимальная сумма кредита — 18 млн рублей;
- 4 ребёнка: ставка — 6%, максимальная сумма кредита — 18 млн рублей;
- 3 ребёнка: ставка — 8% годовых, максимальная сумма кредита — 18 млн рублей;
- 2 ребёнка: ставка — 10% годовых, максимальная сумма кредита — 15 млн рублей;
- 1 ребёнок: ставка — 12% годовых, максимальная сумма кредита — 12 млн рублей.
При этом учитываются только дети, не достигшие возраста 7 лет, а предельный срок субсидирования льготной ипотеки составляет 15 лет.
Решение Минфина №25-67381-01850
Старт действия закона о платформенной экономике
С 1 октября 2026 года вступает в силу Федеральный закон «Об отдельных вопросах регулирования платформенной экономики в РФ». Он регулирует деятельность онлайн-платформ:
- сервисов такси,
- агрегаторов услуг,
- сервисов доставки,
- туристических и гостиничных платформ,
- образовательных и консультационных сервисов,
- других цифровых посредников.
Закон вводит:
- Государственный реестр посреднических цифровых платформ.
- Проверку участников — теперь операторы платформ обязаны проверять продавцов и исполнителей по ЕГРЮЛ и ЕГРИП.
- Требования к карточкам товаров — появляются правила отражения достоверных сведений о товаре, изготовителе и разрешительных документах.
- Защиту от принудительных скидок — площадкам запрещено снижать цену товара за счёт продавца без его явного согласия.
- Сроки уведомления об изменениях — теперь платформа должна предупреждать партнёров об ухудшении условий договора за 45 дней, об остальных изменениях — за 15 дней.
- Досудебное урегулирование — площадки обязаны рассматривать претензии партнёров и пунктов выдачи заказов об отмене необоснованных санкций за 48 часов, а все остальные — за 15 дней.
- Запрет продажи незарегистрированных в РФ БАДов, лекарств, медицинских техники и изделий. Размещать карточки товаров, не внесённых в Госкаталог пестицидов и агрохимикатов, также запрещено.
Федеральные законы №289-ФЗ и №290-ФЗ, Постановления Правительства РФ №23, №54, №504, №514, №563, №760, №766, №768, №820 и №821
Новые правила при обнаружении недостатков в товаре, приобретённом онлайн
С 1 октября 2026 года маркетплейсы должны обеспечить пользователям возможность оставить претензию на недостатки товара / услуги / работы онлайн на самой площадке.
Если потребитель требует возврата уплаченной за товар суммы, площадка должна обеспечить возможность возврата денег потребителю на самой площадке. А если товар был доставлен силами площадки, то и самостоятельно забрать от покупателя товар с недостатками.
Также с 1 октября оператор приравнивается к владельцу агрегатора (маркетплейса).
Ограничение дорогих микрозаймов
Микрофинансовые организации (МФО) добавляют ограничения для заёмщиков с высокой долговой нагрузкой. Если полная стоимость кредита (ПСК) превышает 200% годовых, а у заёмщика уже есть два непогашенных обязательства, в займе откажут.
Учитывают долги и перед МФО, и перед банками, а проверять будут по кредитной истории.
Правила работают до 1 апреля 2027 года — затем одновременно можно будет иметь только один заём с ПСК выше 100% годовых.
Новые правила режима налоговой тайны
С 1 октября 2026 года налоговые органы будут ежеквартально передавать в МВД данные о доходах иностранных граждан, работающих в России по патентам или разрешениям на работу.
Новый порядок исчисления НДС при изменении налогового законодательства в процессе исполнения договора
С 1 октября 2026 года действует новое правило: если в ходе действия договора вступают изменения, по которым поставщик обязан платить НДС, а покупатель не имеет права принять сумму налога к вычету, и стороны не изменили цену договора либо не предусмотрели порядок действий в связи с такими изменениями, НДС исчисляется исходя из договорной стоимости товаров / работ / услуг / имущественных прав.
Счета-фактуры при этом не выставлять не требуется.
Новые условия применения ставки НДС 10% при ввозе и реализации детских товаров
С 1 октября 2026 года льготную ставку НДС при реализации детских товаров нужно подтверждать сертификатом соответствия или декларацией о соответствии.
Данные о сертификате или декларации должны содержаться в реестре, который формирует и ведет Росаккредитация. Если продавец оформляет другие документы о соответствии продукции в соответствии с правом ЕАЭС — то для применения льготной ставки НДС понадобится информация о наличии таких документов или их копий.
Перед ввозом детских товаров убедитесь, что данные о сертификате или декларации поданы в таможенный орган.
Право регистрироваться в «Госуслугах» для недееспособных граждан
С 1 октября 2026 года лица, признанные недееспособными, могут регистрироваться в «Госуслугах» — через своих законных представителей.
Чтобы зарегистрироваться, понадобятся:
- СНИЛС,
- документ, удостоверяющий личность,
- адрес электронной почты,
- СНИЛС представителя недееспособного,
- документ, подтверждающий полномочия представителя,
- наличие учётной записи в «Госуслугах» представителя.
Постановление Правительства РФ №372
Изменения в правилах оборота табачной продукции
С 1 октября 2026 года в обороте табачной продукции действует несколько изменений:
1) Вводится понятие «электронная система доставки никотина».
2) Запрещается производство и оборот табачной продукции и никотинсодержащих изделий в жилых помещениях.
3) Действуют новые правила лицензирования — в отношении закупки табачной продукции, сырья, никотинсодержащей продукции и никотинового сырья, их хранения и поставки, розничной и развозной торговли табачной и никотинсодержащей продукцией.
Лицензии будут выдаваться на срок не более 5 лет, а запрет на деятельность без лицензии действует с 1 марта 2027 года.
4) Уточняются случаи, в которых допускаются производство и оборот табачной и никотинсодержащей продукции без маркировки «Честный ЗНАК»:
- экспорт — продукция производится в России, но вывозится на продажу за пределы ЕАЭС;
- личное потребление — физлица ввозят продукцию из-за рубежа до 200 сигарет исключительно для себя;
- дипломатическая почта — продукция предназначена для консульств и дипломатических представительств.
Федеральный закон №186-ФЗ, Постановления Правительства РФ №989, №1118 и №1138
Новые пошлины за выдачу лицензий в сфере оборота табачной продукции
С 1 октября 2026 года стоимость пошлин составляет:
- 800 000 рублей — для закупки табачной продукции, сырья, никотинсодержащей продукции и никотинового сырья, их хранения и поставки,
- 3500 рублей — за продление действия лицензии на закупки на срок до 5 лет с даты принятия решения о её выдаче,
- 800 000 рублей — за продление действия лицензии на закупки на срок, превышающий 5 лет,
- 20 000 рублей — для розничной и развозной торговли табачной и никотинсодержащей продукцией; за каждый год срока действия лицензии.
Отдельно бизнес платит пошлину за рассмотрение заявления о периодическом подтверждении соответствия лицензионным требованиям.
Новые возможности использования СБП
С 1 октября 2026 года систему быстрых платежей (СБП) можно использовать:
- чтобы перевести наличные деньги через банкомат своего банка на банковский счёт физлица в другом банке-участнике СБП: не больше 25 000 рублей за одну операцию, 50 000 рублей за одни сутки, 200 000 рублей за календарный месяц;
- чтобы провести платежи по поручению или в пользу нотариусов в частной практике, адвокатов в адвокатских кабинетах, медиаторов, арбитражных управляющих, оценщиков, патентных поверенных и других лиц, занимающихся частной практикой.
Появляется новая формулировка ограничения операций — «ограничение операций по зачислению денежных средств на корреспондентский счёт (субсчёт)».
Положение ЦБ РФ №876-П, Указание ЦБ РФ №7374-У
Увеличение индексов изменения региональных размеров платы за коммунальные услуги
С 1 октября 2026 года увеличивается совокупный платёж за коммунальные услуги — предельные индексы повышения по-прежнему зависят от субъекта, от 8 до 22%. Например, в Москве индексация составляет 15%, в Санкт-Петербурге — 14,6%, в Московской области — 12,8%.
Распоряжение Правительства РФ №3413-р
Новые требования маркировки «Честный ЗНАК»
С 1 октября 2026 года в системе «Честный ЗНАК» начинают действовать новые требования для нескольких товарных групп:
- консервы — начинается передача данных о розничной продаже и выводе из оборота через кассы; вводится обязательное использование электронного документооборота (ЭДО);
- колбасные изделия — вводится обязательное нанесение кодов маркировки Data Matrix для производителей и импортёров;
- бакалейные товары и консервы — к объёмно-сортовому учёту подключаются розничные и оптовые продавцы;
- хозяйственные и гигиенические изделия — начинается обязательная маркировка изделий.
С 1 октября 2026 года маркетплейсы начинают проверять и блокировать карточки товаров без корректной маркировки в «Честном ЗНАКе».
Постановления Правительства РФ №677, №186, №205 №656
Увеличение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии
С 1 октября 2026 года в два раза увеличивается фиксированная выплата для получателей страховой пенсии, которым в сентябре 2026 года:
- исполнилось 80 лет,
- присвоена I группа инвалидности.
Фиксированная выплата составит 19 169,38 рублей вместо прежних 9584,69. Выплата будет увеличена автоматически; увеличение относится только к фиксированной выплате, а не всей пенсии.
Ст. 17 Федерального закона №400-ФЗ
Надбавка за иждивенцев
Пенсионеры, обеспечивающие нетрудоспособных родственников, получат прибавку к фиксированной части выплаты. Размер надбавки зависит от количества родственников на иждивении:
- на треть (3194,9 рублей) — за одного,
- на две трети (6389,8 рублей) — за двух,
- на 100% (9584,69) — за трёх и более.
Чтобы получить надбавку, подайте заявление в отделение СФР или онлайн через «Госуслуги».
Ст. 17 Федерального закона №400-ФЗ
Эксперимент по назначению единого пособия
С 1 октября по 31 декабря 2026 года в Московской области, ХМАО — Югре и ЯНАО действует пилотный режим пересмотра правил назначения единого пособия на детей и беременных. В рамках этого эксперимента Социальный фонд России (СФР) будет анализировать не только официальные доходы, но и фактические денежные потоки на банковские счета и вклады всех членов семьи.
Ключевым критерием для отказа в выплатах станет соотношение оборотов по счетам и задекларированного дохода. Если сумма поступлений на счета семьи за расчётный период достигнет 200% её годового дохода, в назначении пособия могут отказать.
Есть исключения — в расчёте не учитывают:
- транзакции между счетами одного человека,
- переводы между членами одной семьи,
- зачисления заёмных средств,
- возврат налоговых вычетов,
- подтверждённая выручка от реализации имущества.
Расходы семьи в рамках эксперимента проверять не будут.